В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 

          Московская театральная жизнь не просто кипит. Порой она напоминает прожорливого монстра, который требует новых имен, открытий, победителей конкурсов, лауреатов премий. Все они окружаются неукротимыми PR службами, творящими все новых и новых «звезд». Те, в свою очередь, творят все новые и новые события, материалы о которых заполняют газеты, звучат по радио, становятся новостными сюжетами на ТВ.
          Герои этого номера встраиваются в существующую структуру жизни сегодняшнего театра весьма удачно и профессионально. На первый взгляд они даже избалованы шумихой вокруг их спектаклей (не похвалами, но количеством сказанных о них слов). При этом — загнаны в бешеный ритм жизни необходимостью работать сразу в нескольких местах. Практики театра, о которых мы будем говорить, — актеры, режиссеры, драматурги — рано и агрессивно вошли в профессию. Они подчиняются необходимости бесконечно давать интервью (в самое неудобное время, в разгар работы — перед премьерой). Но это — условия игры, в которую играют те, кто хочет успеха (независимо от возраста и положения). На входе в профессию им были даны колоссальные авансы: как только они появились в театральной Москве, им предложили если не «хозяйские» места, то самые близкие к хозяйским. В среде театральных критиков они в моде¹. Объясняется это легко: все мы (мы — не абстрактные, но конкретные; мы — те, кто пишет про театр, в частности, молодая редакция этого номера) обманываться рады и в конечном итоге хотим одного — хорошего театра. Головокружительное предчувствие его рождения заставляет засыпать героя хвалебными эпитетами и искренне верить в его дарование, энергию и удачу. Конечно, ошибиться легко. Может быть, потому, что замечать сейчас принято тех, кто громче и ярче, а в течение секунды непросто отличить бенгальский огонь от далекой маленькой звездочки. Чтобы разобраться, нужно время. И нам, и — что более важно — художественным руководителям театров. Нужда в новых людях была очень велика в московских труппах еще совсем недавно. Проблема главных режиссеров и просто режиссеров в столице напоминала стихийное бедствие. (В Питере положение было иное, но говорим мы в этом номере про Москву.) Нынче ситуация изменилась во многом именно благодаря тем молодым, кто пришел на смену уходящим мастерам, белым слонам², долгое время поддерживавшим на своих плечах русский театр, который был кафедрой. Сегодня это уже не так. (Почему — тема отдельного номера, сложная и болезненная.)
          Как воспринимают театр те, кто пришел в него сегодня, — один из вопросов, на который мы постараемся найти ответ в этом номере. Станут ли все те, кто начал работать в профессии относительно недавно, одним театральным поколением или уже являются им? Еще один вопрос.

          На сегодняшний день мы не можем делать какие бы то ни было выводы о масштабе дарования наших героев или писать их творческий портрет (из нескольких штрихов портрет не складывается, в лучшем случае — абрис). Но чтобы черточек к портрету было больше, мы сочинили анкету, попросили молодых режиссеров заполнить ее; постарались взять интервью и у них, и у актеров, которые с ними работали. К сожалению, пока мы готовили этот номер, многих не было в Москве, поэтому мы заранее просим прощения, если вы не найдете здесь интервью с тем, кто вам особенно интересен (например, вы сами :-)).

Катерина Антонова (ГИТИС, выпуск 2001 года, мастерская И. Н. Соловьевой),
Екатерина Воронова,
Анна Шалашова
(студентки IV курса ГИТИСа, мастерская Н. С. Пивоваровой)

 
          ¹ По наблюдению Ольги Егошиной, это понятно, потому что, «привыкнув из года в год писать о Додине—Гинкасе—Васильеве—Стуруа, так приятно ввести в обиход новую фамилию, испытав радостное чувство обновления или хотя бы смены набора эпитетов. Читателю опять же приятно, открыв газету, вдруг узнать об очередной перетасовке ранга имен: вот отправлен на чердак ряд привычных фамилий, а вот между знакомыми встала новая: Серебренников, Карбаускис или Чусова. Неожиданное соседство будоражит, как любая перестановка. И уже не хочется вспоминать, что раз в два-три сезона непременно возникает очередной «молодой гений» (то Алдонин, то Жолдак, то N), о котором через год-другой «не принято говорить».

          ² Кто-то когда-то так сказал про поколение А. Эфроса, О. Ефремова, Г. Товстоногова: после того, как умерли мамонты, стали умирать и белые слоны, а новые — не рождаются.

 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz