|
Алексей Гришин |
Это он, это он, ленинградский
Некоторые факты из музыкальной криминалистики об использовании электронного оружия «Нож для frau MüLLer» (модель О. Кострова) в театральных условиях |
Есть у нас в стране, а особенно в ее столице, милейшая привычка открывать велосипед практически ежегодно. На сей раз в роли велосипеда выступил Олег Костров. Культурная общественность распознала в нем театрального композитора в связи с выходом в свет спектаклей «Имаго» и «Мамапапасынсобака».
Создатели «Имаго» Каплевич, Чусова, Вертинская персонажи все известные. В «Мамапапасынсобака» той же Чусовой играют суперзвезды Хаматова и Дроздова. А спроси о Кострове, и лоб собеседника сразу покрывают морщины. Они свидетельствуют о том, что фамилия чертовски знакома, что на задворках мозга что-то такое крутится, но никак не воплотится в реальный образ. Мучения можно прервать одной фразой: «Ну, это «Нож для frau Müller». Чело собеседника тут же проясняется и за одобрительным «А-а-а!» следует: «Ну, так бы сразу! Нож для фрау Мюллер! Конечно! Нож! Да! Это знаем! Да! Фрау! Безусловно! Мюллер это да, а то
Костров-Костров!»
| Полина Рашкина, Олег Костров и Ольга Дроздова |
Так и пошло у этой фамилии житие-бытие в нынешнем сезоне: везде неотрывно за ней следуют неизменные скобки, в которых сияет спасительный маяк «Нож для фрау Мюллер».
Коллектив не новый, родом из Питера, уже известный: практически каждый, кто слушает современную музыку, представляет себе забавные сэмплы дуэта двух Олегов (второй участник группы Олег Гитаркин). А театральная деятельность Кострова все-таки постоянно остается на периферии.
Сам по себе факт хождения современных музыкантов в театр совершенно не нов: Петр Мамонов «окопался» в Театре Станиславского, и оба его спектакля ежемесячно собирают аншлаги. По провинции мотается балет на музыку ДДТ и так далее. Апогеем явления, конечно, являются страсти по Вячеславу Петкуну, подавшемуся в «Нотр-Дам». Тут уж говорить не о чем: каждая школьница, каждый посетитель пивной, слесарь и депутат Госдумы посредством радио или телевидения может вкусить всю прелесть его сценических экзерсисов.
А наш герой все в тени.
Между тем есть ряд вещей, которые было бы неплохо знать об этом господине.
А именно:
Костров работает в стиле easy listening, это направление электронной музыки, не очень популярное в России.
При этом альбом «Ножей» «Алло, Супермен» распродан в одном только Санкт-Петербурге тиражом более 1000 экземпляров (это очень много!).
Его пластинки выходят не только в России.
В Москве уже идет спектакль с музыкой Кострова и не в театре «Под Забором», а все в том же «Современнике». Постановка М. Ефремова по пьесе Л. Филатова «Еще раз о голом короле».
До этого Костров участвовал в различных театральных проектах и перфомансах совместно с дизайнером Андреем Бартеневым. Вместе они выпустили в новосибирском театре «Красный факел» спектакль «Ивонна». В музыке для «Ивонны» Костров использовал стили популярные с 30-х годов до середины 90-х.
Еще Бартенев в 1999 г. на сцене Московского ТЮЗа поставил скромную такую пьеску «Фауст» Гете. Отгадайте, кто там был композитором.
А в стольном городе Лондоне в Royal Festival Hall в 1999 г. вышло балетное шоу под названием «Snow Queen», музыку написал
Да-да, это он, это он ленинградский
Сам не видел, но читал что Бьорк очень понравилось.
А диски «Ивонны» и «Snow Queen» вышли сначала в Германии (и прекрасно там расходились) и только потом у нас.
А еще он записал три композиции, положенные в основу саундтрека для «Даун хауса».
А еще
Ну, в общем, вы меня поняли
Поняли, что в театр Костров не случайно зашел покурить-погреться. Даже странно, что он такой нечастый гость на подмостках обеих столиц.
Музыка его, безусловно, эксцентрична. Нарезка из электронных сэмплов, диалогов старого кино и мультфильмов, синтетических звуков и «закольцованных» фрагментов по зубам (вернее по ушам) не каждому. Но ведь и экстравагантные костюмы Павла Каплевича режут глаз приверженцам МХАТа периода Кедрова
Тем более что по природе своей композиции Кострова весьма театральны: в них нередко встречается сюжет или даже конфликт, они имеют мощнейший заряд энергии и феноменальную заразительность. Плюс ко всему нельзя отрицать и то, что эта музыка глубоко позитивна.
Безусловно, не каждый режиссер способен «озвучить» свой спектакль таковым образом: easy listening стиль неординарный и требует неординарного подхода. Наибольших успехов на этом поприще пока добилась Нина Чусова. Для двух ее последних спектаклей интересующий нас композитор не просто написал сопровождение, а скорее выступил в роли соавтора. В «Имаго» пластика актеров и свет полностью подчинены звуку. А в «Мамапапасынсобака» на сцене установлен экран (традиционный для концертных шоу), и его видеоряд иллюстрирует музыку. Так что композитор в какой-то мере оказался узурпатором.
Но при этом Костров полистиличен, и ожидать от него можно, по-моему, чего угодно. Сегодня он «звучит» в стенах МХАТа и «Современника», а было бы забавно встретить его в Малом театре или даже в Большом
|
| |