В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 
Алексей Гришин
Это он, это он, ленинградский…
Некоторые факты из музыкальной криминалистики об использовании электронного оружия «Нож для frau MüLLer» (модель О. Кострова) в театральных условиях

          Есть у нас в стране, а особенно в ее столице, милейшая привычка — открывать велосипед практически ежегодно. На сей раз в роли велосипеда выступил Олег Костров. Культурная общественность распознала в нем театрального композитора в связи с выходом в свет спектаклей «Имаго» и «Мамапапасынсобака».
          Создатели «Имаго» — Каплевич, Чусова, Вертинская — персонажи все известные. В «Мамапапасынсобака» той же Чусовой играют суперзвезды — Хаматова и Дроздова. А спроси о Кострове, и лоб собеседника сразу покрывают морщины. Они свидетельствуют о том, что фамилия чертовски знакома, что на задворках мозга что-то такое крутится, но никак не воплотится в реальный образ. Мучения можно прервать одной фразой: «Ну, это «Нож для frau Müller». Чело собеседника тут же проясняется и за одобрительным «А-а-а!» следует: «Ну, так бы сразу! „Нож для фрау Мюллер“! Конечно! Нож! Да! Это знаем! Да! Фрау! Безусловно! Мюллер это да, а то… Костров-Костров!»
Полина Рашкина, Олег Костров и Ольга Дроздова

          Так и пошло у этой фамилии житие-бытие в нынешнем сезоне: везде неотрывно за ней следуют неизменные скобки, в которых сияет спасительный маяк — «Нож для фрау Мюллер».
          Коллектив не новый, родом из Питера, уже известный: практически каждый, кто слушает современную музыку, представляет себе забавные сэмплы дуэта двух Олегов (второй участник группы — Олег Гитаркин). А театральная деятельность Кострова все-таки постоянно остается на периферии.
          Сам по себе факт хождения современных музыкантов в театр совершенно не нов: Петр Мамонов «окопался» в Театре Станиславского, и оба его спектакля ежемесячно собирают аншлаги. По провинции мотается балет на музыку ДДТ и так далее. Апогеем явления, конечно, являются страсти по Вячеславу Петкуну, подавшемуся в «Нотр-Дам». Тут уж говорить не о чем: каждая школьница, каждый посетитель пивной, слесарь и депутат Госдумы посредством радио или телевидения может вкусить всю прелесть его сценических экзерсисов.
          А наш герой все в тени.
          Между тем есть ряд вещей, которые было бы неплохо знать об этом господине.
          А именно:
          Костров работает в стиле easy listening, это направление электронной музыки, не очень популярное в России.
          При этом альбом «Ножей» «Алло, Супермен» распродан в одном только Санкт-Петербурге тиражом более 1000 экземпляров (это очень много!).
          Его пластинки выходят не только в России.
          В Москве уже идет спектакль с музыкой Кострова и не в театре «Под Забором», а все в том же «Современнике». Постановка М. Ефремова по пьесе Л. Филатова «Еще раз о голом короле».
          До этого Костров участвовал в различных театральных проектах и перфомансах совместно с дизайнером Андреем Бартеневым. Вместе они выпустили в новосибирском театре «Красный факел» спектакль «Ивонна». В музыке для «Ивонны» Костров использовал стили популярные с 30-х годов до середины 90-х.
          Еще Бартенев в 1999 г. на сцене Московского ТЮЗа поставил скромную такую пьеску — «Фауст» Гете. Отгадайте, кто там был композитором.
          А в стольном городе Лондоне в Royal Festival Hall в 1999 г. вышло балетное шоу под названием «Snow Queen», музыку написал… Да-да, это он, это он — ленинградский… Сам не видел, но читал что Бьорк очень понравилось.
          А диски «Ивонны» и «Snow Queen» вышли сначала в Германии (и прекрасно там расходились) и только потом у нас.
          А еще он записал три композиции, положенные в основу саундтрека для «Даун хауса».
          А еще… Ну, в общем, вы меня поняли…
          Поняли, что в театр Костров не случайно зашел покурить-погреться. Даже странно, что он такой нечастый гость на подмостках обеих столиц.
          Музыка его, безусловно, эксцентрична. Нарезка из электронных сэмплов, диалогов старого кино и мультфильмов, синтетических звуков и «закольцованных» фрагментов по зубам (вернее по ушам) не каждому. Но ведь и экстравагантные костюмы Павла Каплевича режут глаз приверженцам МХАТа периода Кедрова…
          Тем более что по природе своей композиции Кострова весьма театральны: в них нередко встречается сюжет или даже конфликт, они имеют мощнейший заряд энергии и феноменальную заразительность. Плюс ко всему нельзя отрицать и то, что эта музыка глубоко позитивна.
          Безусловно, не каждый режиссер способен «озвучить» свой спектакль таковым образом: easy listening стиль неординарный и требует неординарного подхода. Наибольших успехов на этом поприще пока добилась Нина Чусова. Для двух ее последних спектаклей интересующий нас композитор не просто написал сопровождение, а скорее выступил в роли соавтора. В «Имаго» пластика актеров и свет полностью подчинены звуку. А в «Мамапапасынсобака» на сцене установлен экран (традиционный для концертных шоу), и его видеоряд иллюстрирует музыку. Так что композитор в какой-то мере оказался узурпатором.
          Но при этом Костров полистиличен, и ожидать от него можно, по-моему, чего угодно. Сегодня он «звучит» в стенах МХАТа и «Современника», а было бы забавно встретить его в Малом театре или даже в Большом…
 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz