|
ЕЛЕНА НЕВЕЖИНА |
ОЛЬГА СУББОТИНА |
НИНА ЧУСОВА |
ВАСИЛИЙ СЕНИН |
НИКОЛАЙ РОЩИН |
ВЛАДИМИР ЕПИФАНЦЕВ |
КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ |
|
|
Вступление. Гипотетический театр, о котором вы спрашиваете, «театр моей мечты», я, в отличии от других анкетируемых, имею возможность создавать уже сейчас. Я говорю, конечно, о Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева, где являюсь заместителем художественного руководителя. Поэтому многие вопросы, которые для других, может быть, пока абстрактны, я должна решать практически каждый день. |
|
|
|
|
|
1. Когда-то Юрий Петрович Любимов повесил в фойе своего театра портреты Станиславского, Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Чьи портреты повесите вы в своем театре (например, Мольера, Эфроса, Брука, Захарова, Някрошюса, любимой жены, собаки, другие)? |
Я не думаю, что у меня бы была галерея «Великих икон», просто лица людей, которые хочется видеть каждый день, которые могут меняться и добавляться. Что-то слишком мрачное и похожее на фамильный склеп есть для меня в «вечных» портретах, висящих на «вечных» стенах. |
Свой. Думаю, он бы украсил фойе любого театра. Но это, разумеется, шутка. Там должны быть портреты артистов, художников, техников всех, чьими усилиями создается новый уникальный театр. Простые фотографии, ни в коем случае не постановочные, а живые, смешные, теплые. |
Ошо. |
Лучше оставить стены чистыми. |
Один огромный портрет Антонена Арто (230 см х 160 см). |
Бритни Спирс, Натальи Орейро, «Тату», Нерона и Люцифера. |
Я бы повесил всех названных. Но если серьезно, то не должно быть никаких портретов. Зрителям, которые приходят в театр, ни к чему навязывать какие-то авторитеты. |
2. Какое у вас помещение: большой зрительный зал (мест на тысячу) или камерный? Сколько залов вам нужно (один, два, ни одного, другое количество)? |
Очень здорово, когда есть и большой зал, и камерная сцена. |
Я хочу большое пустое пространство и возможность кардинально менять местоположение зрителей не только по горизонтали, но и по вертикали. Иногда нужно, чтобы актеры были сверху, зрители снизу, иногда наоборот. Как в любви. Мне хочется видеть жесткий индустриальный дизайн без театральной сусальности и сентиментальности. А уют, я думаю, удастся создать усилиями команды, которая туда придет. |
Много. |
Три зала. Большой, малая сцена, аудитория с галереей. |
Своего помещения нет, а хотелось бы иметь два гектара земли в Московской области с двумя ангарами-сценами (большая и очень большая), плюс открытая площадка. Такой театральный центр, где можно проводить разные фестивали, устраивать все что угодно, касающееся театра, и прямо там и жить. Этакое свое маленькое государство. «Страна лентяев», в общем. |
Мне достаточно моего дивана. |
Два зала. Один мест на пятьсот, другой на сто. |
3. Хотите ли вы, чтобы в вашем театре была постоянная труппа? Если да, то кого из артистов вы приглашаете? (В вашу идеальную труппу по законам игры могут быть набраны и те, кто работает сейчас, и те, кто творил 50 лет назад, и те, кто живет в России, и те, кто даже не говорит по-русски
) Если вы не хотите работать с постоянной труппой, то как организован ваш театр (антреприза, или все-таки стационарный театр, но с приглашенными артистами на каждый спектакль, что-то другое)? |
Идеальная модель для меня костяк труппы и приглашения на роли отдельных артистов, когда таких не хватает в труппе. Или возможен вариант сбора комнды целиком на отдельный проект. Что же до артистов, почти в каждом театре остались для меня люди, которых бы я с удовольствием пригласила в свою труппу. |
Слово «труппа» я не люблю. Веет все-таки мертвечиной какой-то. Мне нравится слово «компания». Я бы хотела, чтобы вокруг меня были люди, вместе с которыми приятно мыслить. Но пусть это будут люди независимые и не зависящие от меня. Артист не должен зависеть от театра, а театр не должен быть кормушкой для артиста. Артисты должны понимать, что жизнь шире, чем театр. Мне везет, и я имею возможность приглашать тех, кого хочу. Я это реально делаю. Те, кто видел мои спектакли, могут оценить мою компанию. |
Это должен быть свободный театр. В труппе должны быть свои люди, но они могут служить и в других местах. Например, это Павел Деревянко, Гришаев, Николсон, Джонни Депп, Карл Валентин, Михаил Чехов и др. |
В каждом театре, где я работаю, есть актеры, которых хочется забрать с собой, правда, пока некуда. Создать труппу из тех актеров, с которыми тебе нравится работать, было бы хорошо. Я не буду сейчас перечислять фамилии, когда будет Собственный Театр, просто позвоню этим людям. |
Постоянная труппа у нас уже есть. Маленькая всего 10 актеров. Возраст от 23 до 60. 9 русских, 1 эстонец. |
В первую очередь я пригласил бы божественного Евгения Петросяна и чудесного Ефима Шифрина. С этими гениями я стал бы бессмертным, но при одном условии: эти парни должны быть мертвы. Но если актеров вообще можно было бы заменить механическими куклами, то я предпочел бы роботов живым людям. В театре не должно вонять человеком. |
Группа людей, которые занимаются производством театральных событий, составными частями которого входят режиссер, художник, актер, пьеса, музыка свет, звук. Они собираются, делают событие, а когда событие исчерпывается, они делают следующие. |
4. Кто у вас главный художник? (Например, Малевич, Рембрандт, Рубенс, Моне, Бархин, Микеланджело, Церетели, Боровский (один или оба)
или такая должность в вашем театре отсутствует?) |
Я склонна доверять не именам, а людям. Те художники, с которыми работала последний раз. |
Я бы не приглашала главного художника, но пригласила бы технического директора. Сейчас вообще, мне кажется, время технических директоров. Художника нужно приглашать на каждый конкретный проект. Но чтобы я и другие режиссеры могли работать с разными художниками, должен быть очень талантливый технический директор, который сумеет воплотить идеи этих разных художников. Побывав на ведущих европейских фестивалях, я поняла, что технический директор это тот человек, от которого зависит качество продукции. От его таланта, профессионализма и остроумия. |
Я бы их приглашала на каждый спектакль разных. Но предпочтение: Магритт. |
То, что оба Боровских главные несомненно, но у меня не будет постоянного штатного художника. |
Я, под руководством Дюрера, Гойи и Босха. Хочу найти такого живого художника, идеи и творческие желания которого совпадали бы с моими. |
Мой главный художник это мой туалет, так как все самые главные эстетические переживания, связанные с историей живописи, я получил именно там. |
Симонов. |
5. Будет ли у вас собственный композитор? (К примеру: Дашкевич, Мартынов, Джим Моррисон, Морриконе, Нино Рота, Моцарт, группа Tiger Lillies
) Или вы будете писать / подбирать музыку сами? |
Когда как. Все зависит от конкретной истории. |
Композитора, как и художника, нужно приглашать на спектакль. В театре нужен неординарный музыкальный руководитель, который мог бы помогать режиссерам подбирать музыку или советовать композиторов. Я же люблю делать подбор музыки сама или приглашаю молодых композиторов, потому что работаю с современными текстами, которые диктуют выбор определенного музыкального стиля. Сейчас работаю с рок-группой «Ундервуд», которая пишет музыку для моего нового спектакля в Театре Сатиры. |
Нет. |
Да. Живой и рядом. Не-Моцарт. |
Собственный композитор у нас есть. Это актер нашей группы Иван Волков. Он же заведующий муз. частью. В новом спектакле «Школа шутов» с нами работает известный композитор-новатор Стефан Андрусенко. Предпочитаю использовать музыку, специально написанную для данного спектакля (оригинальную). Если позволяют средства, всегда делаю так. |
Я думаю, что Мартынов подойдет, ну еще Шаинский для кучи. Но Мартынов лучше в замороженном виде, а Шаинский в костюме SATAN-Клауса. |
С удовольствием сотрудничал бы со всеми этими господами. |
6. Какого балетмейстера (или режиссера по пластике) вы приглашаете для своих спектаклей (Геннадия Абрамова, Бориса Эйфмана, Джорджа Баланчина, кого-то еще
) или вы предпочитаете ставить пластику сами? |
Пока еще никакого не приглашала, но обязательно приглашу. |
Я вообще не люблю хореографию в театре, поэтому я бы предпочла термин «режиссер по пластике». Когда вижу танцы в драматическом театре, когда режиссер начинает выражать чувства героев через танцы, меня колбасит. Я не говорю, конечно, о режиссерах, театр которых построен на танце Сигалова, Виктюк, это совсем другое. Безусловно, каждый спектакль должен иметь пластическую партитуру, и артисты должны ее придерживаться. Но это шире, чем собственно танец. Она как ноты у музыкантов. Я очень дорожу своим контактом с Альбертом Альбертом. Он чувствует театральный язык и новую драму. Мне очень приятно с ним работать. |
Филипп Декуфле. |
Тот или та, кого требует замысел спектакля. |
Никаких. С этим мы сами справляемся. Если бы мы знали человека, который владеет техникой игры в маске, то обязательно пригласили бы его. А так сами придумываем эту технику. И это даже интересней, в смысле процесса. |
Во всех своих спектаклях я использую пластику из кинофильма «Танцор диско-2» А вообще очень хотелось бы поработать с Олегом Газмановым. |
Пина Бауш, Альберт Альберт. |
7. Нужна ли в вашем театре PR служба? (Или ну ее совсем?!) |
Куда же без нее. |
PR, мне кажется, должны создавать друзья и поклонники театра профессиональные критики и журналисты. В театре должен быть человек, отвечающий за своевременное информирование этих людей о жизни театра. |
Нужна. |
Если эти люди мне не будут предлагать презентацию водки «Русский стандарт» в антракте как единственный вариант PR-кампании для спектакля по русской классике и обижаться, когда эта идея не преводит меня в неописуемый восторг, то нужна. |
И хороший директор тоже! И, конечно же, спонсоры!.. меценаты!.. продюсеры!.. И побольше, побольше! |
Конечно, нужна. Название моих спектаклей нужно писать на папирусе и прикалывать стэплером к обнаженным бомжам у метро «Пушкинская». А мое имя должны высвечивать лазерными установками на Красной площади. |
Нужна. |
8. В вашем театре есть обязательные ежедневные «классы» для актеров как в театрах балета или старом МХАТе? Если да, то почему? Если нет, то а) из жалости к артистам; б) из-за бессмысленности любых «коллективных» занятий в театре; в) что-то еще |
Обязательности нет, но классы были бы, это здорово, сама бы ходила. |
Классов никаких не нужно, потому что лучшим классом для актера является его работа. В нашем театре у артиста каждый день есть две-три репетиции с разными режиссерами. Такая конкретная работа гораздо полезнее, чем тренинги, ведущие в никуда. |
Да, только не обязательные, а по интересам. |
Да. Поддержание формы. |
Ежедневный психофизический тренинг, включающий в себя акробатику и работу с маской. Ряд творческих задач, которые мы перед собой поставили, без этого недостижимы. |
В моем театре актеры ежедневно должны подвергаться экзекуции. Я кормил бы их хлебными крошками, перемолотыми с толченым стеклом. |
Да, обязательно. |
9. Составьте, пожалуйста, репертуар вашего театра на первый сезон и сделайте распределение на первый спектакль. |
У меня нет репертуара в отрыве от реального театра и реальных людей. Когда все будет, обязательно напишу. |
Постоянно занимаюсь этими вопросами. Мне сейчас интересна современная драматургия, поэтому в афише хочется видеть имена Угарова, Драгунской, братьев Пресняковых, Греминой, Курочкина, других авторов. Но процентов тридцать репертуара я бы отдала и непоставленной классике, например пьесам Шекспира, не идущим в Москве. |
Позитивные спектакли; позитивные авторы, позитивные актеры; —«— композитор, —»— художник. |
Я не стал перечислять фамилии, по той же причине не буду перечислять названия. |
«Смерть Фауста» (цирк по народным германским легендам). «Король Лир», по Шекспиру (совместный проект с японским театральным центром Тадаши Судзуки). Затем возьмемся за 10 фьяб Карло Гоцци. Распределение ролей происходит в процессе работы. |
«Приключение Буратино», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Чипполино» и «Жюстина Маркиза де Сада». Все роли в этих спектаклях должны исполнять животные из Уголка Дурова, зараженные болезнью Хольцхамера. А Жюстину должен играть сам Хольцхамер. |
Невозможно. |
10. Какого зрителя вы бы хотели видеть в своем зале (залах) постоянную аудиторию единомышленников или же так называемого «широкого» зрителя? |
Кто же отказывается от постоянных друзей. |
Здорово, когда на спектакле треть зрителей это друзья театра, а две трети пришли впервые. Это, по-моему, идеальное соотношение. Ведь нужна и поддержка, и непосредственная реакция. Хотелось бы, чтобы было больше людей «с мороза». Потому что мы экспериментальный театр, а эксперимент тем ярче, чем выше риск. Ради риска стоит заниматься искусством. |
«Широкого», даже детей. |
Тех, кому интересно ходить в театр. |
«Широкого» зрителя. Идеальный вариант гастрольный, то есть зрители, не понимающие русского языка. Так проверяется многое. |
Я хотел бы, чтобы зрительный зал был наполнен голыми женщинами, а я в магическом костюме бросал бы в них перезрелые плоды авокадо. |
Широкого. |
11. Какой реакции публики вы ждете? Восхищения? Внимания? Смеха? Желания прийти еще, привести с собой друзей? Шока? Задумчивости? Желания прочесть пьесу, придя домой, или посмотреть другие ваши спектакли? Чего-то еще? |
Всего сразу и чего-то еще. |
Я жду реакции. Самое ужасное это «игра в черную дыру», отсутствие контакта. |
Чтобы несмотря ни на что у них внутри шевельнулось что-то хорошее (даже если все плохо). |
Внимания. |
Пока еще не могу сформулировать ответ на такой сложный вопрос. |
От своей публики я жду только одного смерти. |
Все это. Буквально все каждое слово. Плюс желание вспомнить прошлое. |
12. Попробуйте описать своего современника десятью прилагательными (например: худой, циничный, романтичный, равнодушный, восторженный, рациональный, какой-то еще
). |
Сытый, растерянный, инфантильный, циничный, ранимый, мечтательный, какой-то еще
|
Опишу тремя. Эгоистичный. Бесстрашный. Отвязный. |
Запутанный. |
Человек, который сам не может ответить на вопрос номер 13, поэтому задает окружающим вопрос номер 12. |
Сложно! |
Человеческий скелет в костюме Красной Шапочки, то есть сексуальный. |
Стильный, умный, владеющий интернетом, языками, непонятного пола. |
13. Описанный вами современник является ли хотя бы отчасти вами? Если нет, то опишите, пожалуйста, себя (тоже с помощью прилагательных). |
Конечно. |
Кто знает, тот поймет. |
Да, только я распутываюсь (это основное занятие в жизни). |
|
Сложно! |
Да, конечно. Красная Шапочка это я, и у меня тоже есть скелет, который я завещал кабинету биологии школы № 666. |
Да, конечно. |
14. Каков идеальный критик? Мертвый? Глухой? Слепой? Тот, кто пишет под диктовку? Или на заказ? Знакомый вам человек или тот, чье лицо вы никогда не увидите? Молодой или принадлежащий к старшему поколению? |
«Своих врагов надо знать в лицо». Шутка. |
Идеальный критик прежде всего любит театр и работает для театра, а не против. Это не значит, что нужно облизывать режиссеров и актеров. Иногда что-то нужно сказать жестко и прямо, но важно идти вместе, пытаться понять, ради чего люди работали. Очень важная миссия критики пропаганда, PR театра как вида искусства. Я за тех критиков, кто не устает пропагандировать театр как таковой. |
Это собеседник. Очень приятный, даже если ему что-то не нравится. |
Не надо идеального. Главное не один. Чем больше высказываний, тем больше информации мы получаем. |
Талантливый. |
Настоящий критик должен спать в яме с гремучими змеями и натирать свое тело смесью скипидара с истлевшими человеческими волосами, а еще он должен вживить себе в голову ногу антилопы Гну и вызывать у людей не просто страх, а паническую судорогу. А еще он обязательно должен быть трансвеститом. |
Мертвый. Сейчас не хватает театральных специалистов. Будь то театральный менеджмент, театральный редактор. Не всегда актер и режиссер может что-то точно понять, выразить, для этого нужен третий человек театральный редактор. Профессия куда-то делась. А она необходима, чтобы был человек, который судит то, что ты делаешь, по его же законам, понимает задачи, которые ставит режиссер, и помогает выразить их точнее. Хочется иногда проверить то, что ты сделал, на ком-то. И этот кто-то должен быть человеком театра. А таких людей сейчас практически нет. |
15. Если завтра указом президента отменят театр, что вы станете делать? |
Наконец-то высплюсь. |
Наконец-то высплюсь. |
Кто такой этот президент? Тогда я начну плохо о нем думать. |
Я найду способ прожить свою жизнь. |
Наконец-то построю дом, посажу дерево и воспитаю ребенка. |
Это может произойти только в том случае, если президентом буду я. |
Прекрасно. Как скажет, так и будет. |