В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 
Нина Чусова:
Несмотря, что жизнь суRова!

          Нина Чусова, режиссер. В Москве поставила спектакли: «Шинель» Н. Гоголя, «Герой» Д. М. Синга — РАМТ, «Гедда Габлер» Г. Ибсена — малая сцена театра «Сатирикон», «Имаго. Pigmalionum» М. Курочкина — проект Павла Каплевича, «Twelfth Night» У. Шекспира на английском языке — Lime Light Theatre, «Мамапапасынсобака» Б. Срблянович — театр «Современник».


          — Режиссер Нина Чусова, охарактеризуй, пожалуйста, актрису Нину Чусову.
          — Очень хорошая была актриса. Да, в принципе, почему в прошедшем времени? Вполне возможно, что когда-нибудь мне надоест заниматься режиссерской профессией и я снова вернусь к актерской.
          — Чусова — характерная актриса?
          — Характерная. Мне всегда нравилось и нравится придуриваться.
          — С детства хотела стать актрисой или все же были нормальные детские мечты: быть космонавтом, врачом?
          — Я вообще не помню, что хотела быть конкретно кем-то. Хотелось быть всем. Начнешь играть в магазин, а через пять минут надоедает и сразу начинаешь играть в больницу… Но больше всего мне нравилось с друзьями играть «в концерты» с переодеванием.
          — Кем обыкновенно в таких концертах была ты?
          — Неважно. Поющей бабочкой, исполняющей индийские танцы, — мы изображали все, что могли. Причем интересно: выступать я могла только перед детьми, перед взрослыми возникали какие-то ужасные комплексы, которые я долго пыталась преодолеть.
          — И как преодолела?
          — В школе. Я была этакая шпала — самая длинная в классе. Все вокруг были маленькие и играли принцесс, золушек, а мне доставались какие-то малопривлекательные уродины. Меня жаба давила от того, что меня никуда не брали. Ну не входила я в концепцию детского спектакля! И тогда я сама решила стать культмассовым сектором: самостоятельно делать сказки и писать роли. Хорошо, думала я, не буду Красной Шапочкой, но я вам такую Бабу Ягу покажу, что вы все ахнете.
Нина Чусова и МамаПапаСынСобака: Ольга Дроздова, Галина Петрова, Чулпан Хаматова, Полина Рашкина

          — За последний год ты выпустила четыре спектакля, работаешь на телевидении, преподаешь в Школе-студии… Не устаешь от такого бешеного ритма жизни?
          — Я человек энергии. Мне вообще кажется, что важно именно много работать. Не случайно Мейерхольд ставил спектакль за спектаклем — без пауз, без передышек. Когда много работы и ты живешь в режиме нон-стоп, то что-то происходит с организмом. Пока чувствуешь, как бешено в тебе бурлят идеи, энергия, не надо бояться выплескивать их из себя, думая о том, получится шедевр или нет.
          — А нет ли внутреннего страха, что когда-нибудь наступит время и выплескивать станет нечего?
          — Я так раньше думала. Но ведь по законам физики любая энергия во что-то превращается. Нет пустоты. Пустота все время должна чем-то заполняться. Тем более профессия актера, режиссера — сосуды, из одного в другой идет непрерывная энергетическая перегонка. Это движение бесконечно, единственное: ты сам не должен ставить клапан, зажимать перетекающую энергию. Не я формирую какие-то свои мысли, идеи, а они непроизвольно, вернее, самопроизвольно формируются внутри меня, а я их потом передаю, транслирую. Я — передатчик. Просто нужно себя абсолютно освободить и передавать, передавать…
          — Дома тебя можно застать только глубокой ночью, когда звонишь на мобильный, постоянно идет какая-то работа, включаешь телевизор — там снова ты, чередуясь по разным каналам, рассказываешь с Каплевичем про спектакль «Имаго». А спишь когда, сколько при таком бешеном ритме остается часов на сон?
          — Прихожу в три, в восемь надо выходить из дома — это нормальный для меня ритм жизни. Я могу не спать неделю, но потом мне нужно день или два, чтобы отоспаться. Но ты знаешь (три раза плюет в сторону и стучит по столу), я стала меньше болеть. Когда существуешь в таком бешеном ритме, когда постоянно гонишь через себя эту энергию, то автоматически болезни исчезают. Раньше я много болела — это была своеобразная сублимация. Сидишь и плачешь: «Мне так себя жалко, и такая я несчастная, и никто меня не любит, и не пожалеет меня никто», а природа устроена таким образом, что как только чувствует, что человек хочет посублимировать, так она сразу устраивает ему эту болезнь. Хочешь — получи, страдай, пожалуйста.
          — В твоих спектаклях очень много разнообразных цитат «из современной жизни», например, в «Имаго» Бог говорит голосом Масяни. Если дома бываешь в среднем по шесть часов, и то глубокой ночью, то когда удается посмотреть телевизор?
          — Вот это вы уже все придумали. Я и не знала ничего ни про какую Масяню. Попала случайно: просто именно такой голос мне показался современным. Это лишний раз доказывает, что все идеи носятся в воздухе. Где-то случайно услышала эту мультяшную интонацию, и она запала в голову. Закономерно, что в одной стране начали использовать пластиковую посуду, а затем эта привычка распространилась везде. Все сейчас так быстро перемещается… Как это называют? Век информации?
          — Определи свое «новейшее течение» в современном театре.
          — Главное — перестать заниматься собственным эгоцентризмом, доказывая всему миру: «Я! Я! Я!» Как только ты перестанешь это делать, сразу откроется масса возможностей. Освобождаешься от стереотипов, и уже становится не важным, примут твою работу или нет. Только тогда начинаешь искренне получать удовольствие от самого процесса работы. И я хочу, чтобы все вокруг меня получили удовольствие. Состояние полного комфорта — вот что самое важное, как в жизни, так и в театре. Почему должен быть диссонанс? Кто сказал, что творчество — это только внутренние болезненные противоречия, а не умиротворяющая гармония. Это не пустые слова, я не лукавлю. Мне звонят знакомые: «Как дела?» Я отвечаю: «Мне стыдно признаться, у меня хорошее настроение. Уже давно».
          — И как давно тебя посетило такое редкостное на сегодняшний день состояние умиротворения?
          — Раньше у меня часто случались глобальные депресняки. Ты в себе не уверена, ни на что не хватает сил, и приходит она — такая большая-большая, черная-черная Депрессия. В один момент это все мне надоело, и я разом покончила со всеми депрессиями.
          — Рецепт психотренинга?
          — Год назад у меня случился полный душевный обвал: выпустила спектакль в «Сатириконе», мне заплатили первую большую зарплату. И в один день я потеряла: деньги, телефон, ключи от квартиры, паспорт и в довершение всего сломала руку. Слава Богу, что все это случилось со мной одновременно. Как будто кто-то говорил мне: «Вот так жить хочешь?» И мысленно я для себя точно сформулировала, что «вот так» — не хочу. И как-то мне легко, хорошо стало. Все случившееся превратилось в повод: заработать новые деньги, получить новый паспорт, купить новый телефон, сменить квартиру. И самое удивительное, что все это со мной произошло — включая смену квартиры и тот факт, что без копейки денег я уехала в Грецию. Потом вернулась, переболела полинефритом с температурой сорок градусов, и началась новая жизнь. Внутренне организм устал. Самое страшное, что у многих людей подобная депрессия растягивается на всю жизнь. Мы такие дураки! Жизнь нам дается один раз. А вокруг все так замечательно устроено, и мы должны стараться получать от этой замечательной, единственной жизни только блага. Но снова догма: этого нельзя, это нужно перетерпеть… Да все можно! И ничего терпеть не нужно. Это то же самое, что жить с нелюбимым человеком. А ведь все просто: если не любишь — не живи, если тебе что-то не нравится делать — не делай. Если тебе неудобно и ты все время нервничаешь — не нервничай! Я дошла до этой философии как-то неожиданно. И вдруг начинаешь находить прелесть в том, что на улице туман. Идет дождь, и ты не думаешь: «Ах, как все ужасно и мокро!» Думаешь по-другому: «Слушай, дождь идет — отлично! А завтра снег пошел — еще лучше! Потом солнце выглянуло — и совсем замечательно, а ветер подул — так это весело!»
          Я вообще люблю, когда у людей хорошее настроение. Как бы сделать так, чтоб оно было таким всегда и везде.
          Когда совсем недавно случилась трагедия с «Норд-Остом», а у меня в там, в зале, был брат, я поняла еще одну важную вещь. Моя тетя, очень мудрый человек, сказала: «Подготовилась ко всему, что может случиться. Пусть случится как случится, но вот только любовь сохранить в себе и чтобы люди вокруг сохранили это чувство». В той ситуации, там в те страшные минуты это было самым главным. Я видела, как люди эти, родители, дети, мужья, жены, которые ждали своих близких, аккумулировали в себе добрые, теплые чувства. Они эту любовь как бы посылали туда. Мы любим всех, даже этих террористов, но главное, чтобы это чувство родилось и у них. Любые все эти экстремистские выкрики, которые то и дело возникали вокруг театрального центра, тут же гасились этой волной: сейчас не надо никого уничтожать. Сейчас важна только жизнь, и мы хотим только этого. И они там, внутри, чувствовали это. Прийти к таким простым вещам люди смогли только в экстремальной ситуации. А мы не то что в искусстве, в каждодневной жизни не можем прийти к этому. Надо, конечно, знать, что может в любую секунду произойти все что угодно, самое страшное и непоправимое: может завтра ядерная бомба взорваться, и мы будем все уничтожены. Ну и что! Надо ли еще и еще поэтому злобиться, портить жизнь не только себе, но и другим людям.
Нина Чусова: «Мне всегда нравилось и нравится придуряться»
 
Актриса Нина Чусова в спектакле «Скетчи Карла Валентина» и в роли Кармелы («Морис Дрюон»)

          — Как все, что ты сейчас сказала, влияет на твои спектакли?
          — В режиссерской профессии степень ответственности очень большая. Мы репетируем, делая спектакли, создаем какой-то особенный мир, какие-то образы, которые постепенно освобождаются, становятся отдельными от нас и начинают самостоятельно жить в пространстве, воздействуя на людей. Я в последнее время много думаю об этой степени ответственности. Наверное, с возрастом приходят такие мысли, раньше я об этом совсем не задумывалась. Раньше важно было сделать так, чтобы оторваться. А теперь к этому «оторваться» присоединяется какая-то тревога. Эта ответственность для меня еще не осознана до конца, подобные мысли только начинают приходить в голову. Понимание только-только начинается, а сейчас у меня — игра. И жизнь воспринимается как игра. Сейчас мы с актерами театра «Современник» играем в игру под названием «Мамапапасынсобака». И будем играть в нее до тех пор, пока нам будет интересно. Главный закон любой игры — взаимный интерес. Игра никогда не должна быть мукой. Вспомните детство, как трудно начинать игру: надо же придумать… Часто игра начинается с предложения: «Давай проиграем…» (Произносит капризно, лениво, растягивая слова.) А потом заводишься, приходит азарт.
          — Всегда было принято делить на поколения. Вы — поколение? Вас связывает между собой какая-то внутренняя идея или же, напротив, ваше совместное появление — только совпадение, и вы абсолютно разноликие?
          — Определять какие-то объединяющие черты поколения, по-моему, рано. Это можно будет сделать лет через пять. Но все же мне кажется, что поколение есть, но не осознано еще до конца. Не может быть случайностью, что почти в одно время появилось столько талантливых людей. Какое-то чудо произошло: просто в каком-то лихом танце выскочили на авансцену: «Ап!» Я, конечно, чувствую, что идет зарождение какого-то нового стиля, нового театрального языка. Каждый ищет его своим путем, мы все разношерстные, кто-то идет на Запад, а кто-то на Восток. Но пройдет время, и вся эта разношерстность соберется в единое целое. Все мы понимаем, что необходим новый язык, как-то надо научиться разговаривать с этим временем. На прежнем языке разговаривать невозможно — это ощущение, я уверена, есть и у Серебренникова, и у Сенина, Карбаускиса, Рощина и т. д. Подача информации должна быть иной, слова не должны произноситься по-прежнему, должна родиться другая органика. И главное, что всех нас объединяет, — интерес к визуальному театру: воздействие не словом (что особенно любимо русским театром и культурой вообще), а мощным действием. Текст идет текстом (вот секрет подхода Серебренникова к современной драматургии, к ее кого-то пугающей ненормативной лексике), иногда вообще со сцены произносится белиберда какая-то, но параллельно с этим существует визуальный ряд, который непосредственно действует на зрителя. Эмоции, энергия проникают в зрителя не через слова, уши, литературу (кстати, и литература становится визуальной)¹.
          — Нина, сформулируй причины такого подхода.
          — Жизнь изменилась, отношения между людьми изменились. Информационное поле стало настолько всеобъемлющим: телевидение, плеер в ушах. Картинка сменяет картинку, как вспышка фотоаппарата. Этому уже нашли определение — «клиповое сознание». Идет не столько рассуждение о чем-то — рассуждать некогда, — а мгновенное считывание. Все всё понимают на второй минуте — такое впечатление, что у всех давно вместо глаз сканер и люди сканируют информацию друг с друга. А что такое сканирование: считывание информации по визуальному ряду. Почему я хожу во всех этих шубах, разноцветных юбках — для того, чтобы обо мне никто никогда не сказал, что я режиссер. Мне нравится так немножко фишку сбивать (то же самое с Серебренниковым и с остальными). Хочется взорвать сложившиеся стереотипы о режиссере. Облик современного режиссера: не интеллектуал. Интеллект интеллектом, но все уже секут, что не в этом фишка (смеется).
          — Зритель ведь тоже изменился. Какой он?
          — Люди перенасыщены информацией. От нее никуда не денешься, и, чтобы ее получить, не обязательно смотреть телевизор, читать газеты. Идешь по Арбату с одной стороны, до тебя долетает: «Арбат-Престиж»! Заходите к нам!«. Тут же сворачиваешь, и из-за угла доносится: «Ресторан „Дрова“…» Только представь ситуацию: убрать всех людей и оставить только звуки. Фильм можно снимать. Мертвый город — ужас! Нет людей, информация существует ни для кого: «Ешь, ешь, ешь. Салат с крабами и суши, суши, суши… Всего за девять условных единиц» — ты прошел только мимо ресторана «Дрова», но ты идешь дальше, и в тебя попадает: «Мастер Дент — сеть стоматологий», за угол: «В Кремлевском Дворце съездов…», а тут еще светофор стоит — красный, желтый, зеленый, машины гудят. Настолько яркая картинка — просто невозможно. Я уже не говорю о декоративной части нашей жизни, какие дома строятся для жилья. Город превращается в игрушечку. Парадокс: органика новых домов в том, что они не органичны. Когда смотришь на эти строения, понимаешь, что они созданы для чего угодно, только не для жилья. Космические корабли. Как будто весь мир готовится к какому-то полету, прощаясь с прежней жизнью. Все серьезное становится несерьезным. Какой-то безумный праздник перед чем-то глобальным и страшным.
          — Очень сильно ощущаешь так называемую смену времен?
          — Очень остро. Сейчас важное и интересное время. Не случайны все эти катаклизмы, трагедии, которые следуют одна за другой. И происходят они, как правило, там, где их не ждешь. С Бодровым — сильным, молодым, красивым — этой трагедии не должно было случиться. Ему повесили на шею табличку «символ времени», «герой нашего времени». И только ему дали это название, то герой — исчезает. Не умирает — пропадает… Существовали в Нью-Йорке башни-близнецы — символы Америки, олицетворяющие нерушимость, и вдруг в одночасье исчезают. Их больше нет — пустота. Были ли они?
          Почему случился «Норд-Ост»? Что-то произошло. Меня точно переклинило тогда, когда все это закончилось, и появилось одно желание — только позитивных эмоций. Они сейчас главное, они спасают, ради них мы живем. Грязи, конфликтов, ссор — так много, что хочется сказать: «Ребята, давайте отряхнемся и улыбнемся и серьезную драку в кровь превратим в детскую возню». Для меня важно сейчас вспомнить себя ребенком, обратиться к внутреннему ребенку, который есть в каждом человеке.
          — Видимо, так же неожиданно возникла пьеса Срблянович «Семейные истории»? (Спектакль по которой получит позднее название «Мамапапасынсобака»?)
          — Замечательно, что завлит театра Женя Кузнецова нашла эту пьесу и предложила ставить ее именно мне. В данный момент эта пьеса мне просто необходима. В ней концентрируется все то, о чем мы говорили с тобой только что. Она сейчас полностью олицетворяет мою жизненную философию, я репетирую и понимаю, что не вру здесь ни на секунду. За каждое слово можете у меня руку или ногу отрубить. Там финал такой наигрустнейший: дети просят прощения у взрослых за не совершенные ими поступки…
          — Ты можешь представить, что когда-нибудь будешь ставить трагедии? Хочется ли поставить Эсхила, Софокла, Шекспира?
          — Я обожаю Шекспира и понимаю, сколько заложено в этой драматургии. У него все проблемы и вопросы, которые он поднимает, — на космическом уровне. Но, говоря на такие темы, он не упускает иронии, подчас грубой, — всегда рядом с трагедией присутствует доля комедии. Его пьесы для публики — это привлекает. Меня давно интересуют античные трагедии — опять же глобальные вселенские проблемы, сочетающиеся с развлекательным доступным языком.
          — А после того, как ты сыграла в Саратове Нину Заречную, не тянет поставить Чехова?
          — Я пока не могу понять для себя, как мы связаны. Он, безусловно, гений. Но сейчас для меня Чехов — Гималаи: вершина, которая находится где-то далеко-далеко… Но я потихоньку карабкаюсь к ней. Может быть, когда-нибудь (смеется). Мне нужно понять, по какому поводу мы дружим.
          — Нина, а что за телевизионный проект ты готовишь сейчас?
          — Вадик Верник предложил мне делать телевизионную передачу. Он же является ее художественным руководителем. На телевидении десятки передач, которые пытаются найти, откопать в человеке ту червоточинку, за которую можно зацепиться, растормошить и выставить на обозрение всей стране. В передаче, которую мы задумали, идея проста: там будут участвовать люди, которые, наоборот, будут говорить, что все хорошо, все в жизни можно преодолеть, каждый человек талантлив… Сверхзадача этой передачи — подарить людям надежду на счастье. Мне интересно попробовать что-то сделать на телевидении. Главное, не замыкаться на чем-то одном. Игры должны быть все время разные, и я как могу стараюсь их разнообразить — в день у меня разные работы. К примеру, помимо телевидения и театра я еще в Школе-студии МХАТ преподаю. Это интересный для меня самой эксперимент. Понимаешь, меня все заводит. Все мне интересно. Я уже не могу приходить на занятия просто так — начинаются всякие придумки, фантазии, и опять увлекаюсь… Не хватает времени. Было бы хотя бы в сутках часов тридцать!

Материал подготовлен Анной Шалашовой

 
          ¹ Здесь слова Нины Чусовой очень интересно перекликаются с высказыванием Кирилла Серебренникова в «Современной драматургии»:
— Говоря о современных пьесах, какой стиль вы предполагаете в постановках, какую эстетику? Какой театр? — Визуальный театр. — В каком смысле? — Я не про иллюстрации говорю. Современный текст надо воплощать через яркие картины — видения. Этакая культура глюка. Театр прежде всего смотрится глазами. Мы вообще привыкли к визуальному восприятию. И драматургия, о которой я говорю, очень визуальна. Поэтому она похожа на сценарии. Короткие сценки, мало реплик, больше ремарок. Ремарки сильнее, чем реплики. Это говорит о том, что действие становится важнее, чем рассказ о нем. И таким образом меняются базовые основы современного театра, который основан на слове.

 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz