Не исключаю, что при определенных обстоятельствах я смог бы съесть человека.
При каких обстоятельствах?
В голодуху, например. Я открытый человек. И если умеешь готовить, можно есть даже тараканов, а готовить я люблю с детства.
Чем ты сейчас занимаешься?
Фильм снимаю.
Художественный?
Разве я похож на документалиста?
Не понимаю, в чем разница.
Разница в том, что документалисты фиксируют то, что уже есть, а художники чего не существует или существует, но не видимо человеческому глазу.
Все ясно. А что за фильм?
Такого фильма еще не было. В нем я сочетаю эстетику черного средневековья с нарочитой сексуальностью ренессанса. В общем, это смесь хард кора с изящным, почти салонным стилем. Фильм, где главной фигурой выступает Маяковский.
Маяковский и женщина?
Нет, много женщин. И почти все голые, они играют проституток, с которыми забавляется поэт. Но они занимаются не сексом, а используются в качестве фантомов, призраков, изображающих то Деву Марию, то Ангела, то грязную монашку, то несчастную жертву какого-то насилия. Это фильм-галлюцинация, где Маяковский думает, что он то Люцифер, то ужасный тибетский демон. И все это смешано с тоской по любви в состоянии торжествующего одиночества. В общем, этот фильм мрачный, как черная месса, и изящный, как распятие святого Себастьяна. Кончается тем, что Маяковский стреляется, но ему грезится, будто он делает себе харакири. В общем, океан крови.
| Владимир Епифанцев. Кадры из фильма «Маяковский» |
Почему так негативно?
Потому, что позитивного не бывает. Изначально существует только негатив, то есть ужас, кошмар. Это-то и пугает людей, поэтому они придумали позитив. Он как грим на лице ужаса, но иногда грим спадает, и у людей начинается паника. И все потому, что они не умеют любить. Ведь любовь это не только отношения между полами, но и желание принимать вещи такими, какими они являются. Чтобы познать смысл вершины, нужно спуститься в бездну. Но человеческая тупость и жадность заставляет их изображать, что они уже на вершине, перекладывая всю ответственность на таких, как я, говоря про нас: «Они злодеи».
У тебя много друзей?
Три.
Они думают так же, как ты?
В какой-то степени да. Они как святая троица: Отец, Сын и Дух. А я нечто иное, то, о чем даже нельзя задавать вопросов. Но благодаря им я формирую свои эстетические предпочтения. Все мои друзья искренние и страстные люди, даже часто сентиментальные. Только по-настоящему сентиментальный человек умеет говорить на языке разрушения.
Парадокс?
ДА! Ужас порождает сентиментальность. Это форма чувственности. Бесчувственному человеку, как трупу, все до лампочки, даже ужас, который заметен только на фоне чего-то хрупкого. Или наоборот, любовь впечатляет только на фоне разрушения. Вспомните Кинг-Конга или Ромео и Джульетту.
Ты веришь в Люцифера?
Образ Люцифера сильно потрепали за последние сто лет. Особенно постарался американский кинематограф, сделав из него одноклеточного придурка. А ведь в средние века дьявол никогда не сходил до уровня человеческого. Он как бы всегда оставался неким напоминанием о возмездии за ублюдочный образ жизни. А герои, побеждающие различных там драконов, боролись вовсе не с Люцифером, а скорее с невежеством в образе змея, олицетворяющего человеческое уродство. Дьявол это школьный учитель, страж порога. Он бдительно хранит вход в иную реальность, тщательно испытует отважных, жестоко расправляется с теми, кто не выдержал испытание, оказался слишком приземленным или робким. Это педагогика, жестокая, но необходимая. Вообще на сегодняшний день есть минимум три вида верующих в Люцифера: те, кто ему поклоняется, те, кто является игрушкой в его руках, и те, кто играет в него. Я скорее отношусь к последним, так как первых он ненавидит, над вторыми потешается, а третьим завидует. Так что я верю в необходимость жестоких уроков Академии имени Люцифера. А также в «равновесие и правду вопреки слову, отяжелевшему бременем священной лжи».
Ты постишься?
Нет.
Не нуждаешься в душевном оздоровлении?
Я много занимаюсь спортом, стараюсь правильно питаться, не пью, не курю, не принимаю наркотиков, регулярно занимаюсь сексом. И я думаю, что в моем теле дух намного здоровей, чем у тех занудливых ханжей-святош, вымаливающих у Господа прощение. И я нуждаюсь в метафизическом оздоровлении, только когда нахожусь в воспаленном духе. Иначе мне не следует заниматься искусством, а то стану как те скверные куклы без чувств и без мыслей.
Ты атеист?
Нет. Я верующий. Я верю в то, что человек произошел от обезьяны. И еще я верю в то, что существуют иные перспективы бытия и объективная реальность это только эскиз к фантастической вселенной. И ни одна сила не заставит меня быть чьим-то рабом. А что до современных церквей, то от них меня тошнит. Чего не скажу о средневековых, наполненных инквизиторами, камерами пыток и мрачными химерами на башнях готических соборов.
Как ты попал в Центр им. Мейерхольда?
Просто предложили после того, как посмотрели кассету с «Ромео и Джульеттой». Но наш роман не случился. «Макбет» же не имел такой положительной критики, как то, что я делал, находясь в андеграунде. Эти писаки будто ждали, когда я вылезу из ямы, чтобы меня сожрать. Но, к счастью, они слишком тупы, чтобы понять вообще, о чем идет речь в моих спектаклях. Все, что они пишут, это самолюбование. Тайны потусторонней перспективы для них закрыты. А руководство Центра им. Мейерхольда, как мне кажется, пошло у них на поводу. Вдруг все, что я делаю, оказалось им чуждо. Но мне нравится быть таким гонимым. Гонения лишь подтверждают то, что в этой стране я ушел намного дальше, чем все остальные. И подтверждением тому статья обо мне, например, в Германии. По их мнению, «Макбет» это возрождение русского театрального искусства.
А что тебя раздражает в театре сегодня?
Антитеатр! Я имею в виду не тот варварский театр 60-х, каким был, например, Ливинг-театр, а современный, пошлый и фальшиво-сентиментальный, эстрадного толка, похожий на театр Петросяна и Задорного. Это здорово подкупило сегодняшнюю публику, ведь она давно мечтала сходить в театр эстрады, но ей было стыдно себе в этом признаться. И сегодня их дурной вкус оправдывают некоторые завоеватели «золотых масок».
То, что ты говоришь, это ревность к успеху?
Нет, это дешевый успех. Создать ажиотаж вокруг себя можно и при отсутствии актерского мастерства и таланта. Но у искусства очень сложный язык. И чтобы понять его, нужно приложить массу усилий. Это тяжелый труд, где сознание подвергается насилию. А под воздействием насилия расширяется. Кстати, в этом заключается смысл термина «театр жестокости», придуманный Антоненом Арто.
Ты много работаешь?
Очень мало. Потому что ненавижу работать. Но иногда заставляют, чтобы еду покупать.
Родственники заставляют?
Нет, те, на кого я работаю. Из клуба «Свалка», например. Они мои друзья и часто помогают мне аппаратурой. Я не могу им отказать, когда просят поработать.
И как ты подрабатываешь в «Свалке»?
Ставлю шоу в стиле Петрушкиного театра, площадного зрелища. Сплошной мат, грубость, секс, избиение, насилие.
Идешь на поводу у зрителя?
Так это же работа. И мне смешно. Я просто делаю шоу, зарабатываю деньги. И заодно навожу шухер в клубной жизни. Кстати, публика хоть и тупая, но очень благодарная. Да и потом разные девчонки, поклонницы, которых мне, как симпатичному парню, всегда мало.
В современном театре есть люди, которых ты уважаешь?
Конечно, в Италии, например. Кармело Бене. Только он умер. Но зато остался Ромео Кастеллуччи. Правда, его спектаклей я не видел, но слышал от друзей, а им я верю. Кстати, его, как и меня, журналисты называют «enfant terrible».
А в русском?
Никого. Просто позорище.
А Мамонов, например?
Интересная фигура. Но только как музыкант. А его спектакли они из 70-х. Ему не хватает цинизма в стиле Дэвида Линча. Кстати, загадка, как такие бредовые, с точки зрения обывателя, фильмы имеют популярность.
Все-таки хочется популярности?
Я борюсь с этим. Хотение мешает качеству. А популярность нет, судя по Линчу.
Ты любишь деньги?
Очень. Но ради того, чтобы спать с долларами, я не брошу снимать мое кино. Деньги мощная сила, но они не испортят доброго человека.
| Владимир Епифанцев. Кадр из фильма «Маяковский» |
Ты добрый?
Я воплощение добра. Потому что добро это воля первым ступить за запретную черту и сказать «да» вселенскому ужасу. И тогда тебе откроется мир традиций, мир совершенно позитивный, утвердительный, солнечный. Но так как современный мир полная противоположность миру традиций, то в отношении него я выступаю как тотальный разрушитель. Но без разрушения не было бы античной культуры, а без варваров и вандалов великого готического стиля. Разрушение способ познания мира.
Это эпатаж?
Нет, просто в тот момент, когда я осознал себя живым, я ощутил инстинкт делать все наоборот. Конечно, всегда есть возможность совершить ошибку, но, делая не так как все, ты ошибаешься реже.
Кому-нибудь от твоих откровений стало лучше?
Это не важно. Кому-то лучше, у кого-то энурез начнется. Важно понять, что мир имеет эпическое начало, где искусство ведет кровавую битву с хищником по имени Время, в котором творец способен обрести бессмертие и где физические мучения теряют значение и обретают эстетический смысл.
Без комментариев
Ольга Коршакова
|