В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 
Елена Невежина:
Затишье перед бурей

          Елена Невежина выпускает спектакли один за другим, начиная с 1997 года. Она считается одним из самых профессиональных и образованных режиссеров новой волны, и это закономерно. Профессии ее учил в ГИТИСе Петр Наумович Фоменко, за хорошее гуманитарное образование нужно сказать спасибо историческому факультету МГУ — она закончила его до того, как решила поступать на режиссерский. Театральность у Невежиной ровно и занимательно плещется в пределах, ею установленных; актеры в ее спектаклях играют очень хорошо. Кажется, что взрыв — не в природе Невежиной, не ее прием. Скорее — небольшой всплеск — ровно такой, чтобы он ничего не разрушил и круги по воде разошлись с той скоростью и были бы такого размера, как нужно режиссеру. Буря и натиск, столь органичные для однокурсника Невежиной Владимира Епифанцева, ей не слишком интересны. Скорее, ее занимает затишье — правильно — перед бурей. Или то время после бури, когда прошел испуг и уже можно думать о том, что произошло. Затишье, которое позволяет высветиться самому важному, что есть в человеке и в ситуации, и долго рассматривать медленное бурление назревающей катастрофы внутри людей, между людьми. Саму катастрофу Невежина, как правило, не показывает.


          — Ты работала во многих профессиональных театрах. Насколько удобна существующая система жизни театра: долго ли тебе пришлось пристраиваться к ней? Жизнеспособна ли эта система, по-твоему: один театр, одна труппа, один художественный руководитель…
          — Разговор про главных режиссеров — это, на самом деле, разговор про структуру театра. Мне кажется, что так изменилось наше сознание, жизнь, все вокруг, что замкнутая система одного театра, которым руководит один человек, должна измениться. Ведь и актерам, которые становятся на ноги, начинают много сниматься, быть привязанными к одному месту, — не интересно. Конечно, нет единого рецепта: кому-то из артистов удобнее сидеть у себя в театре и ждать, пока к ним придут. Кто-то по природе своей более активен, и ему интереснее перемещаться, искать самому. То же самое касается и режиссеров. Может быть, легенды о том, что театр живет 15 лет, а потом умирает, и появились в ситуации, когда режиссеры были постоянно замкнуты на одной и той же группе актеров. Но любой замкнутый коллектив — это ненормально. Сейчас возникает много приглашений в другие театры. И это абсолютно правильно. Ну что делать, если внутри театра есть замечательная рабочая группа, в которой кого-то одного не хватает? Не обязательно ломать человеку жизнь, перетаскивая его из театра в театр, — можно его просто пригласить на одну роль. Мне кажется, что в принципе система, которая позволяет людям передвигаться, интереснее системы замкнутой. Вообще идеальная модель была бы такова: у театров должны быть специализации (по образцу радио: сейчас появились технические возможности для создания огромного количества радиостанций, и программные директора начинают искать все более и более узкую специализацию — не просто радио, но джазовое радио, например. Или ночные клубы: человек точно знает, зачем он идет в этот клуб, а зачем — в другой). Должна быть ориентировка по вкусам. Что я имею в виду? Что некая изначальная программа на сезон может в театрах существовать. Мне кажется, что главрежство сегодня может и должно иметь направление продюсирования. Я не знаю театра сейчас, который бы заранее объявлял свой сезон. Насколько я понимаю, сезон в каждом театре складывается достаточно случайно: приходит человек с некой пьесой и говорит: «Я хочу ее поставить». И если пьеса отвечает интересам театра, а имя режиссера вызывает доверие, то худрук соглашается: «Пробуй». Если спектакль получается — берут его в репертуар. Во всем этом есть очень большой элемент случайности. Продюсерский театр вполне может совмещаться с художественным руководством, которое и предлагает определенную тематическую направленность сезона. Например, давно нужно создать некий театр, ориентированный на новые имена, новую драматургию, новые формы. Есть Театр.doc, но это только часть движения. А нужна глобальная система.
Константин Райкин в спектакле «Контрабас». «Сатирикон», постановка Елены Невежиной

          — Как ты думаешь, должность завлита нужна в современном театре? Я спрашиваю, потому что все чаще слышу: сильному худруку завлит не нужен…
          — Это зависит от личности завлита и его взаимопонимания с режиссером. Но, думаю, даже самый сильный худрук иногда хочет спросить завлита: а нет ничего новенького? Ничего ты не слышал? Вообще, мне кажется, театры скучно живут: можно же, имея свое пространство, устраивать воскресные утренние чтения и игры под елкой в фойе. Все дело в желании и наличии идей. Все это не так сложно, как кажется. На самом деле, хочется что-то поменять в театре, потому что скучно. По большому счету сегодня невозможно сказать, чем один театр отличается от другого — какие-то всплески везде случаются, но они не показательны. Театры отличаются чем? Месторасположением, традициями, именем главного режиссера, несколькими актерами? Это же не очень серьезно…
          — Когда-то после премьеры твоего спектакля «Слуги и снег» в «Сатириконе» я спросила тебя, чувствуешь ли ты себя частью какого-то поколения и есть ли оно вообще. Тогда ты ответила, что поколение родится немного позже и что ты, скорее всего, представляешь его верхнюю возрастную границу. Сейчас возникло ощущение поколения?
          — Да. Причем не только в связи с теми, кто появился в прошлом сезоне. Благодаря своему гитисовскому прошлому я знаю еще несколько человек, которые совсем не хуже. Просто режиссер не обязательно ярко рождается с первого спектакля. Если вы спросите, как охарактеризовать это поколение, то после того, как отвечу, что не знаю, скажу так: сейчас все находятся в растерянности — от жизни, от смуты времени — и не понимают, как выбираться из этого всего. Может быть, нынешнему молодому поколению показалось, что проще что-то делать в этой ситуации, чем формулировать свои ощущения или задачи. То есть иногда проще решать задачи, чем говорить о них… Хотя, возможно, это тоже общие слова. Мне не хочется обобщать, хотя ощущение поколения есть, и оно очень внятное.
          — Да и, в общем, недостаточно времени прошло, недостаточно спектаклей еще поставлено, чтобы делать какие-то выводы…
          — Количество спектаклей даже не так важно, как количество прожитых лет. Потому что если у 30-летнего человека есть четыре постановки, то это все равно будут разные вариации одного и того же спектакля. Нужно, чтобы прошло лет десять, тогда можно будет сделать какие-то выводы. Я закончила ГИТИС пять лет назад, и только сейчас хочется… подвести некие свои итоги и повернуть в какую-то другую сторону, начать другую историю. Но в любом случае — хочется делать что-то, а не говорить. Особенно в наш век великого PR.
«Преступление и наказание». МХАТ им. Чехова. Постановка Елены Невежиной. Соня — Елена Панова, Раскольников — Евгений Цыганов

          — Насколько я могла понять, PR-служба часто ставит режиссеров и актеров в очень неловкие ситуации, заставляя давать интервью прямо перед премьерой или во время генеральной репетиции. Ты много работала в больших репертуарных театрах и знаешь эту систему хорошо. Как ты к этому относишься?
          — PR — это прекрасно и необходимо. Другое дело, что, как известно, «сарафанное радио» работает лучше любого PR. Но этой службе, как возникшей недавно, еще недостает скоординированности с теми, кто делает спектакли. Ведь можно же договориться о нормальных принципах работы. Все понимают, что это нужно. И если условиться о том, что мы выделяем день на пресс-конференции, фотосъемку и тому подобное, тогда никаких проблем не возникает. А сейчас PR-служба работает несколько стихийно.
          — Что ты будешь делать после «Бега» М. Булгакова в Табакерке?
          — Есть куча всяких наметок, но определенности никакой. Очень давно хочу поставить современную пьесу, и сейчас, кажется, нашла — мне эту чумовую пьесу переводят. С премьерой «Бега», думаю, я с классикой закончу на какое-то время. Хочется театральных фантазий — в рамках обычной драматургии стало немножко тесно. Хочется большего… Внутритеатрального сочинительства, чтобы в полной мере почувствовать себя Автором. Сейчас мы со студентами в Школе-студии сочиняем спектакль по Хармсу — это замечательное занятие, потому что нет пьесы, в любую сторону можно повернуть, и чувствуешь себя полным хозяином.

Материал подготовлен Катериной Антоновой

 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz