В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 
Юлия Рутберг:
Энергия незнания

          Без Юлии Рутберг, как правило, не обходится ни один хороший режиссер, которого зовут на постановку в Театр имени Вахтангова. На сцене она умна и честна — не участвует в том, во что не верит. С первого взляда Юлия Рутберг кажется закованной в броню мастерства. Приглядевшись получше, видишь, что это одна из самых разнообразных и бесстрашных актрис, а ее профессиональный арсенал позволяет ей быть азартной. С Юлией Рутберг ученик Петра Фоменко Василий Сенин встретился в самом начале своей профессиональной карьеры — в работе над спектаклем «Сказка» по рассказу В. Набокова.


          Вася Сенин попал в волну тех везунчиков, которые пришли на смену уже по факту ушедшим мастерам русского театра, — когда проблема главных режиссеров и просто режиссеров в российских театрах стала напоминать стихийное бедствие. У Васи была и есть грандиозная «крыша», потому что уже несколько лет театральные люди начинают биться в истерике, услышав словосочетание «Петр Фоменко». Когда слышат «ученик Петра Фоменко», то часто будто пропускают слово «ученик» и говорят все то же, что и про Мастера, считая, что ученик должен являться абсолютным его подобием. С одной стороны, конечно, это не так, с другой — Петр Наумович — грандиозный педагог, и из-под его крыла вылетают ребята хорошо обученные, с вправленными мозгами, мыслящие категориями театра.
          Когда Вася вышел из аудитории, где имел огромный успех, и попал в комедийную хоромину, где пространство больше раз в 15, когда после зала на 150 зрителей он попал в зал на 1020, то оказался в аховой ситуации. Думаю, если бы он начинал свою работу в профессиональном театре с малой сцены, то большой он бы испугался. Но часто бывает, что именно благодаря энергии абсолютного незнания и заблуждения мы делаем великие поступки. Эйнштейн сказал, что много дипломированных людей может что-то долго и безуспешно доказывать, а потом приходит невежда и делает открытие, над которым бились все эти ученые мужи, — просто потому что он не знал, что это невозможно. Я не говорю, что Васин спектакль по Набокову стал открытием, но он состоялся. Надо сказать, что мы очень помогали Васе. Он выбрал точный состав артистов, уже работавших с Петром Наумовичем, и сделал спектакль, который по методологии работы с текстом, с литературой имеет своим образцом «Пиковую даму» Петра Фоменко.
          У Васи есть ощущение современного пульса жизни. Он человек образованный, начитанный, культурный. В разговоре с ним возникают точки сопряжения с живописью и музыкой. Он «купил» меня совершенно, когда произнес слово «кабаре», когда сказал, что хочет использовать в спектакле немецкую музыку 20-х годов, — в этот момент я по-настоящему заинтересовалась.
«Сказка». Театрим.Евг.Вахтангова. Постановка Василия Сенина. Коферансье — Олег Макаров, Госпожа Отт — Юлия Рутберг

          Когда репетируешь с режиссером — это всегда партнерство, танец. Огромное счастье для актера — получить в режиссере такого партнера, которому можно абсолютно подчиниться и следить только за тем, чтобы голова была внимательной, а тело — чутким, чтобы не прерывать это сложное витиеватое «скольжение». Здесь это был местами белый танец, местами рок-н-ролл, местами ча-ча-ча полное, а поскольку «Сказка» — спектакль музыкальный, танцевальный, то работы оказалось непочатый край, драматургии же, текста — только шесть страниц. «Восторг, фантазия, трепет фантазии» — это то, что творилось у нас на репетициях. Конечно, иногда мы ругались до посинения, но у Васи хватило характера, мужества выносить какие-то мои закидоны, у меня хватило мудрости выносить его закидоны, у Паши Сафонова с Васей хватило достоинства, чтобы быть в сотворчестве. В результате получилось произведение несовершенное, но очень уважаемое мной. На художественном совете в Театре Вахтангова было сказано, что это спектакль чрезвычайно стильный, красивый, что в нем хорошо поют и хорошо танцуют и все составляющие этого «кабаретного» жанра находятся в гармонии. На мой взгляд, для молодого режиссера услышать такое — это вагон и маленькая тележка, потому что нельзя требовать всего сразу. Если человек, который еще в ползунках в профессиональном смысле, способен предложить гармонию материала, оформления и музыки — это уже много. Васе очень помогла Татьяна Николаевна Агаева — наш музыкальный руководитель, потому что живой оркестр — бриллиантик нашего спектакля — состоялся, во многом благодаря ей.
          То, что Вася станет взрослым режиссером, я поняла в последнюю неделю репетиций, когда стало ясно, что он спектакль может собрать. В этот период работы режиссеру нужна воля, холодный ум, нужно уметь взять свою нервную систему в узду, нужно уметь подчинить себе артистов, и Васе все это удалось.
          Я знаю, что Вася сейчас много ставит, и это чрезвычайно важно для него, потому что он сейчас в том периоде жизни, когда количество должно переходить в качество. Когда он поставит еще три-четыре спектакля, я начну с него требовать по совершенно другим меркам. Ему сейчас нужно обрести себя, свой почерк. Совершенно неплохо, что сегодня он так похож на своего учителя — Петра Наумовича Фоменко. Всем нам свойственно впечатляться, и лучше, когда впечатляемся чем-то хорошим. Мне кажется, что Васе нужно немножечко уже подключать в работу душу и сердце. Он сейчас очень рациональный человек. С другой стороны, я понимаю, что его прагматизм — это защитная реакция и от актеров тоже, потому что, как только актеры чувствуют в режиссере слабину, они становятся сворой, стаей, сукиными детьми, и если к молодому еще могут относиться снисходительно, то дальше — с возрастом — такие вещи уже не пройдут.
          То, что Вася ушел от Петра Наумовича в одиночное плавание, думаю, правильно, потому что сам Петр Наумович, по его рассказам, когда-то разрубил пуповину с Гончаровым, Женовач разрубил пуповину с Фоменко. Наверное, Вася может сделать то же самое. Единственное, чего бы мне хотелось от учеников Фоменко, чтобы они помнили, кто им дал профессию.

Записала Катерина Антонова

 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz