«Лицедей» Томаса Бернхарда, Театр п/р Олега Табакова. Постановка Миндаугаса Карбаускиса. Брюскон Андрей Смоляков.
Андрей Игоревич, как родилась идея поставить «Лицедея», кто это придумал?
Олег Павлович дал мне почитать пьесу Бернхарда «Лицедей» и сказал, что Миндаугас Карбаускис хочет поставить ее со мной. Я согласился, через какое-то время мы познакомились с Миндаугасом, приступили к репетициям.
Как же вы находили общий язык? Легко ли вам было работать с Карбаускисом?
Мы работали очень слаженно, и мне было с ним интересно по одной простой причине человек знает «почему», знает «для чего» и знает «как» что для артиста просто Клондайк. И быть глиной в руках гончара, знающего, чтó он хочет вылепить, очень приятно, тем более что скажу нескромно я много чего могу в этой профессии.
Скажите, в чем вы видите главную особенность режиссера Карбаускиса?
Карбаускис режиссер в полном смысле этого слова. Он знает об этой профессии если не все, то очень-очень многое, что в режиссуре встречается редко. И я думаю, что в ближайшие года два-три он поймет в ней еще больше. Он работает, исходя из материала, под этим словом я подразумеваю как драматургию, так и актера и для каждой пьесы и каждого исполнителя находит особый подход. Про «Лицедея» он мне сказал такую фразу: «Это твой спектакль, Смоляков, не мой. Тут зрители не увидят режиссуры». И я понимаю, чтó он имел в виду, хотя это, конечно, не совсем так.
Мне кажется, там очень правильная режиссура, которая не заслоняет актера.
Не только не заслоняет, она делает актера!
| Брюскон — Андрей Смоляков |
А каким образом вы с режиссером придумывали вашего персонажа актера Брюскона?
Мы не занимались его трактовкой. Миндаугас знал пьесу, я знал пьесу, и у нас не было разговора в начале работы о том, что мы будем делать наш спектакль о том-то, а герой будет таким-то
скорее, мы читали, вчитывались, шли за Бернхардом. Если Бернхард не позволял нам чего-то, затягивал в водоворот повторов, которых в пьесе много, то мы из этого выкарабкивались, искали иные пути. Персонаж складывался постепенно, и за неделю до первого прогона нам стало понятно, как мы его вылепим. Драматург очень сложен он безумно желчен, саркастичен, жесток. Но все же он написал эту пьесу потому, что, несмотря ни на что, очень сильно любил театр. И наше понимание, что эта желчь и сарказм возникают от невероятнейшей любви, позволило выйти на уровень блаженного человека от театра, для которого театр жизнь. Не зарабатывание денег или что-либо другое, а жизнь
а как же иначе? Иначе он умрет. Брюскону для его непрерывного монолога нужен только соглядатай, или зритель, или слушатель, чтобы выражаться. Это человек-театр, ведь «лицедей» по-немецки звучит «Theatermacher», то есть дословно «делатель театра».
В программке не указано, кто сценограф. Это все придумал сам Карбаускис?
Да. Он взял на себя такую смелость, и при консультации со Светланой Калининой, художником по костюмам, сам придумал эту декорацию.
Получается, Карбаускис автор спектакля во всех его проявлениях.
Можно сказать и так. Ему это было интересно, опять-таки потому что он знал, чего хотел. Он видел, как это должно быть, а дальше уже шли детали.
Вы, наверное, смотрели и другие спектакли Карбаускиса?
Я видел «Старосветских помещиков» во МХАТе. Кстати, если говорить о его подходе, то этот спектакль более режиссерский, сконструированный из множества этюдов. Сделан очень изящно. И еще я забыл сказать одну важную вещь. Непонятно, откуда у этого «литовского хуторянина» очень хороший вкус. И ничего с этим не поделаешь. Наверное, мама, папа, природа его этим одарили. В этом смысле мне было очень легко с ним, потому что я человек придирчивый, а тут я ему свободно доверял себя, знал, что вкус его не подведет. Это вообще качество ценное, а в искусстве особенно.
Если говорить о театре Табакова, то как здесь работается молодым режиссерам, актерам?
Табаков человек мудрый и прекрасно понимает, что с одной «обоймой» далеко не уйдешь. Олег Павлович всегда выхватывает людей, на его субъективный взгляд, одаренных и зовет их сюда, дает им работу. Они не сидят здесь долго-долго без дела. Ведь с Миндаугасом могло случиться то же, что и с огромным количеством молодых режиссеров, приглашенных в большие театры, то же, что случилось со многими, когда, начиная подмастерьями, они так подмастерьями к 40 годам и оставались. Те, кто приходит в этот театр актеры или режиссеры, начинают работать сразу, с самого начала. И что самое классное для нас, для «стариков», вот смотришь на них, работаешь с ними, а они что-то новое, необычное «с улицы» приносят. У них слух другой, и на мир они глядят по-другому, и лично мне это дает возможность не заплесневеть и не «забородеть».
Значит, для актера молодая режиссура важна как новый взгляд на него?
Конечно. В этом смысле и у меня характер такой, что я не боюсь ни в какие омуты нырять, потому что это скажу так смело просто продлевает жизнь.
Записала Вера Павлова
|