Вообще слово ученик при жизни учителя или педагога, скажем так, рискованно. Потому что мы всегда можем успеть испортить что-то или, во всяком случае, зачеркнуть. Потом, есть эпохи, периоды, когда многие, особенно критика, стремятся все обозначить
Называют разных моих выпускников «учениками Фоменко». Это потому, что сейчас так какая-то временная полоса такая, «цветы запоздалые» своего рода. Не знаю, каковы эти «цветы». Мне кажется, что это вопрос, который всуе лучше не затрагивать. Студенты, выпускники учились только одному не поддаваться мне. Иногда это бессознательно было желание сохранить свою природу. А что касается того, что общим является для всех какие-то азы, которые они иногда промахивают и сразу начинают заниматься сложными вещами
Я сейчас о курсах, которые вел раньше. Понял, и нам удавалось кое-чему учиться у ребят. Не для того чтобы им потакать, а потому что иногда бывает что-то настоящее
Есть ученики или студенты, которые потом подражают автору, мастеру. А другие живут вопреки всем его проявлениям
С режиссерами нельзя строго работать. С артистами иногда это нужно
«Вскрытие показывает» часто, кто чей ученик, кто кого успел предать: учитель ученика или ученик учителя. Но это входит в состав всей жизни. Даже не ведая того, мы их предаем или, во всяком случае, что-то утаиваем. А потом раскаиваемся
Меняются генерации, и это надо учесть. И я очень тревожусь, что уже мало чему у них научусь. А кое-чему не хочу учиться
Из беседы с Ю. Мариновой 10 января 2003 года
|