В номере:

Московская театральная жизнь не просто кипит...

Герои номера

Алена Карась. Новая естественность русского театра

Екатерина Воронова. Начало

Прописи

Катерина Антонова. Пьеса о жизни с неприличным названием

Алена Карась. Русская «Догма»

Виктор Рыжаков. Про текст

Иван Вырыпаев. Message

Юлия Маринова. Ваще-е!

Владимир Оренов. Одновременники

Кирилл Серебренников. Non stop

Анна Шалашова. Театр про людей

Алексей Гришин. Это он, это он — ленинградский…

ВОПРОС — ОТВЕТ

Николай Харитонович. Балаган Анлимитед

Нина Чусова. Несмотря что жизнь суRова!

Владимир Симонов. Нина Чусова — как шаровая молния

Владимир Епифанцев. Без купюр / Uncut

Елена Невежина. Затишье перед бурей

Михаил Филиппов. Невежина опровергает свою фамилию

Юлия Рутберг. Энергия незнания

Николай Харитонович. Как будто вся правда

Николай Рощин. Маски тоже умеют плакать

Катерина Антонова. Пустое пространство Миндаугаса Карбаускиса

Андрей Смоляков. Откуда у этого «литовского хуторянина» такой хороший вкус?

Сергей Женовач. Как можно ошибаться

Петр Фоменко. Вне контекста

Восемь персонажей московской афиши

Закрыть журнал...


Авторы номера

О журнале

Гостевая книга

 
Катерина Антонова
Пьеса о жизни с неприличным названием

          Благовоспитанный англичанин из семьи инженера-дизайнера Марк Равенхилл написал в 1996 году пьесу, которая стала чертой, разделившей медленно умирающий (и умерший окончательно с появлением этой пьесы) постмодернизм и некое новое драматургическое течение, название которому еще не придумали. «Shopping and Fucking» много ставят в Европе. Меньше — в США (цензура в этой стране намного строже, чем в Европе и тем более в России). Первая постановка — Royal Court (1996) — пользовалась немыслимым успехом. Спектакль гастролировал в Европе, Австралии, Новой Зеландии, Израиле. Возможно, потому, что эта пьеса как ни одна другая попала в свое время. Стала тем оригиналом, по образцу которого другие драматурги пишут про сегодняшний день. Как когда-то «На дне» Горького.
          Пьеса озаглавлена так, что далеко не все газеты решаются целиком напечатать ее название. Предпочли сократить «Shopping and Fucking» до S&F. Тем, кто понимает, о чем речь, все ясно. Для тех, кто не в курсе, — заманчиво, а дети, в руки которых могут попасть «семейные» газеты, ничего не сообразят.
          Равенхилл написал текст, который действует на любого нормального человека как сильный удар электрического тока. В любом официальном докладе персонажи пьесы были бы названы маргиналами, требующими социальной помощи. Все они уже давно не имеют работы, кто-то сидит на наркотиках; кто-то наркотики продает, кто-то занимается проституцией в 14 лет. Есть среди персонажей крупный наркоторговец, который много плачет: когда смотрит видеозапись, на которой его сын играет на виолончели, когда пересказывает сюжет диснеевского «Короля Льва», считая его одной из мудрейших притч о человеческой жизни. Гадкий тип.
          Одна из самых страшных сцен в современной драматургии — по откровенности, беспощадности — та сцена S&F, в которой 14-летний мальчик не умеет рассказать свою историю. Сначала ему просто помогают — подсказывают слова. Потом — по требованию мальчика — помогают физически. У него есть мечта: встретить своего отца. Или того человека, который бы ждал его, приготовив комнату в своем доме. Человека, который заставил бы его подчиниться и владел бы им, причиняя сильную боль. «Хорошую боль», говорит мальчик, убеждая взрослых мужчин сделать то, о чем он просит, — «ведь в доме есть нож или напильник»… Двое мужчин насилуют мальчика, воплощая в реальность его мечту об отце, его самое заветное детское желание.
          Персонажи Равенхилла живут в мире, вывихнувшем суставы. Их жизнь — свалка, куда другие сваливают ненужные комплексы, проблемы, болезни. Они живут везде и всегда, начиная с 90-х годов ХХ века. Они не уроды, не убийцы, не маньяки. Они — нормальные люди. В этом ужас.
          Слово «захотелось» для них важнее, чем слово «надо». Потому что «захотелось» — мне, а «я» — это единственное, ненадежное и переменчивое, конечно, но хоть отчасти постоянное, что есть в жизни. А «надо» — для других, которые каждую секунду могут предать или исчезнуть. Что и делают.
          Один из персонажей — Марк — пытается обратить все, что только можно, в сделку, чтобы выбраться из замкнутого круга жизни. Платишь, получаешь то, за что заплатил, — идешь дальше. Сам по себе. Ни на кого не обращая внимания. Но Shopping в отношении людей по Закону невозможен. Марк влюбляется — и его жизнь становится кошмаром.
          Ни у кого из персонажей пьесы Равенхилла не получается достичь того, к чему они стремятся. Что-то не заладилось. Никто из них, кроме мальчика, не говорит о своих родителях. В их жизни нет старших. Нет тех, к кому можно пойти за помощью. Нет никого. Нищие одинокие молодые люди и прибившийся к ним мальчик. Им некуда деться друг от друга. Им нечего делать. Им не на что жить. Им некого любить и ненавидеть, кроме друг друга. S&F — про непереносимый замкнутый круг.
          В сущности, все, чего они хотят, это нормальной человеческой жизни. Возможности хорошо относиться друг другу. Счастья. Не только для себя — для всех (пусть это достижимо только с помощью наркотиков — не важно, значит, таблетки нужно раздавать просто так, а не продавать). Они хотят очень простых вещей — найти работу. Не удается. В их жизни есть только shopping и fucking. Все. Никаких перспектив.
          Равенхилл написал очень профессиональный текст, к которому не получается относиться иначе, чем относится к нему сам драматург. Жестко. Трезво. Безжалостно. С болью. В S&F есть хорошие роли, позволяющие актерам импровизировать, дающие внятный контур персонажа и требующие личного участия каждого актера в создании образа. Есть точные диалоги, написанные языком сегодняшних улиц, узнаваемым грязным языком; тем, в котором неоформленные фразы коряво выражают больше наблюдения, чем мысли (только эти наблюдения задевают сильнее, чем любые хорошо сформулированные сентенции). В S&F ситуации, выстроенные драматургом, не воспринимаются как придуманные, но кажутся подсмотренными, и оттого еще более шокируют. В этой пьесе есть правда о том, что перестало быть тайным в конце ХХ века, о чем можно молчать, но честнее — говорить. S&F — это хорошая драматургия. Это пьеса о любви. О желании любить. О невозможности любить. О невозможности жить без любви.
« ». Постановка . ———

 

"Shopping & Fucking" № 2 / 2003
Авторы номера: Катерина Антонова, Екатерина Воронова, Анна Шалашова
Редактор номера — Юлия Маринова
Графика и дизайн — Дмитрий Разумов

Пишите письма: s-and-f@yandex.ru
Редакция вступает в переписку с читателями, если читателям удается написать что-нибудь интересное.


Hosted by uCoz